Одной из малоизвестных страниц Великой Отечественной войны является тема материального поощрения советских воинов. Существует устойчивый миф, что русский (советский) солдат всегда воевал за идею, в отличие от западных, американских вояк. Однако в реальности при Иосифе Сталине была создана весьма сложная и эффективная система денежного вознаграждения военных за боевые успехи. Уничтожение боевой техники противника, ввоз и ремонт своей – всё имело свою цену.
Понятно, что это не умаляет патриотизм советских воинов и их подвиг в этой Великой войне. Патриотизм и готовность отдать жизнь за свою Родину не купишь. И, тем не менее, нельзя закрывать глаза на то, что советское руководство не забывало, не только воспитывать «сталинских соколов», истинных патриотов Отечества, но и наряду с моральным поощрением, материально поддерживать воинов.
Этот вопрос не был подробно раскрыт в работах посвященных Великой Отечественной войне. В советской историографии можно было встретить только отдельные сообщения о денежном вознаграждении советским военным, как в воспоминаниях, так и в работах по военной истории. Но цельной картины не было. Частично объяснялось тем, что эта тема могла показаться неуместной по отношению к ветеранам. Отчасти это было справедливо. Не пользовалась эта тема популярностью в 1990-е и начале 2000-х годов, когда часть исследователей увлеклась «разоблачениями» ошибок советского руководства и полководцев, встраиванием альтернативных картин реальности, на тему, «если бы» Сталин или Жуков поступили по иному, чем в реальности.
Этот вопрос не был подробно раскрыт в работах посвященных Великой Отечественной войне. В советской историографии можно было встретить только отдельные сообщения о денежном вознаграждении советским военным, как в воспоминаниях, так и в работах по военной истории. Но цельной картины не было. Частично объяснялось тем, что эта тема могла показаться неуместной по отношению к ветеранам. Отчасти это было справедливо. Не пользовалась эта тема популярностью в 1990-е и начале 2000-х годов, когда часть исследователей увлеклась «разоблачениями» ошибок советского руководства и полководцев, встраиванием альтернативных картин реальности, на тему, «если бы» Сталин или Жуков поступили по иному, чем в реальности.
В Красной Армии система материального поощрения за боевые успехи была введена уже с лета 1941 года. Этот процесс начался с Военно-Воздушных сил. Видимо, это было связано с тем, что битва в воздухе в начале войны складывалась особенно тяжело. Успехи советской авиации оплачивались огромной ценой. Ясно, что советское руководство вряд ли рассчитывало таким образом переломить ход войны в воздухе, но и пренебрегать фактором материального стимулирования не стали. К тому же летчики и в довоенный период были народными любимцами, гордостью Советского Союза. Кроме того, трудно переоценить положительное психологическое воздействие налетов советской авиации на вражескую территорию, когда Красная Армия отступала. Вслед за летчиками денежными наградами стали поощрять и сухопутные войска – пехотинцев, артиллеристов и танкистов. Но если в авиации платили в различных видах деятельности, включая работу наземного техперсонала, то в сухопутных войсках оплачивали факт уничтожения вражеской техники.
Авиация
Первым нормативным актом, который касался вопроса денежного вознаграждения за военные успехи, стал приказ о поощрении участников бомбардировки Берлина, который был подписан Сталиным 8 августа 1941 года. В ночь с 7 на 8 августа группа дальних бомбардировщиков Балтфлота произвела налёт на германскую столицу, 5 самолетов сбросили бомбы в центре города, остальные в предместье. Личному составу самолетов объявлялась благодарность и каждый член экипажей, участвовавших в операции, должен был получить по 2 тыс. рублей. Также устанавливалось, что каждый член экипажа самолета сбросившего бомбы на Берлин получал по 2 тыс. рублей.
Впоследствии «уравниловка», когда каждый член экипажа получал одинаковую сумму, была отменена. Согласно приказу наркома обороны от 23 марта 1943 года командир корабля, штурман и бортовой техник за каждую успешно проведенную операцию против столицы противника получал денежную премию в размере 2 тыс. рублей, а остальные члены экипажа – 1 тыс. рублей. Также к Берлину в денежном отношении были приравнены другие вражеские столицы – Хельсинки, Бухарест и Будапешт.
Повышенное внимание к материальному стимулированию тех, кто, по мнению Сталина, был наиболее необходим в важном деле, советский вождь проявлял ещё до Великой Отечественной войны. В денежном вопросе Сталин хорошо разбирался. Так Главный маршал авиации Александр Голованов, он в ту пору был шефом-пилотом Аэрофлота, после советско-финской войны предложил сформировать соединение из 100-150 самолетов, способных выполнять особо важные задания в глубоком тылу противника при любых метеоусловиях. Сталину идея понравилась, и он решил для начала создать авиаполк способный решать такие задачи. Голованову предложил его возглавить. При этом вождь позаботился о том, чтобы новое назначение не нанесло материального ущерба лётчику. Он спросил, сколько тот получает. Голованов ответил, что 4 тыс. рублей в месяц. А командир авиаполка, по словам маршала Тимошенко, получал 1,6 тыс. рублей в месяц. Сталин приказал сохранить за летчиком жалованье, которое он получал на гражданской службе. Голованов отмечал в воспоминаниях, что «у Сталина было в обычае не только спрашивать с людей, но и заботиться о них».
После Авиации дальнего действия Сталин распространить этот удачный опыт на все Военно-Воздушные силы. 19 августа 1941 года Верховный главнокомандующий подписал приказ «О порядке вознаграждения лётного состава Военно-Воздушных сил Красной Армии и мерах борьбы со скрытым дезертирством среди отдельных летчиков». В документе был установлен порядок вознаграждения летчиков всех видов авиации. Так, летчики-истребители за 3 сбитых самолёта противника представлялись к награждению орденом, за 3 следующих – ко второму ордену. За десять сбитых самолетов врага летчики истребительной авиации представлялись к высшей награде – званию Героя Советского Союза (во второй половине войны для получения Золотой Звезды героя требовалось сбить 15 самолетов противника). Был определен и порядок награждения летчиков, штурманов и стрелков в других видах авиации. Кроме правительственных наград предусматривалось и денежное вознаграждение летчиков.
За один сбитый вражеский самолет летчики-истребители получали премию в размере 1 тыс. рублей, столько же получал любой член экипажа самолета-разведчика или бомбардировщика, лично уничтоживший машину противника. За 5 боевых вылетов на уничтожение войск противника летчик-истребитель получал награду в 1,5 тыс. рублей. За 15 боевых вылетов – представлялся к правительственной награде и получал материальное вознаграждение в 2 тыс. рублей. За 25 боевых вылетов лётчик истребительной авиации – представлялся ко второй правительственной награде и получал 3 тыс. рублей. За 40 боевых вылетов – представлялся к высшей правительственной награде, получал премию в 5 тыс. рублей. Однако от предоставления высшей награды – Звезды Героя за 40 боевых вылетов затем пришлось отказаться, слишком много летчиков пересекли этот рубеж.
Был введён и порядок награждения за уничтожение самолетов врага на взлётно-посадочных полосах. За успешное проведение четырех боевых вылетов в операциях по уничтожению машин врага на его аэродромах летчик-истребитель получал денежную премию в 1,5 тыс. рублей. За успех в 10 боевых вылетах днём или 5 вылетах ночью летчика представляли к правительственной награде, и он получал денежное вознаграждение в 2 тыс. рублей. За 20 успешных вылетов днём или 10 вылетов ночью летчик-истребитель представлялся ко второй правительственной награде и получал 3 тыс. рублей. За успешное проведение 35 боевых вылетов днем или 20 вылетов ночью представлялись к званию Героя СССР и получали премию в 5 тыс. рублей.
В ближнебомбардировочной и дальнеразведывательной авиации за выполнение 40 заданий днем или 15 ночью каждый член экипажа представлялся к званию Героя и получал 3 тыс. рублей. В ближнебомбардировочной и штурмовой авиации летчик, штурман и стрелок-радист, лично сбивший самолет врага получал денежную награду в 1 тыс. рублей; 2 самолета – правительственная награда и 1,5 тыс. рублей; 5 самолетов – вторая правительственная награда и 2 тыс. рублей; 8 самолетов – представлялся к званию Героя Советского Союза и получал денежную награду в 5 тыс. рублей. Были расценки и за успешное выполнение заданий по разведке: за 10 боевых заданий днем и 5 ночью каждый член экипажа получал 1 тыс. рублей.
Летчиков награждали и за сохранение материальной части и полёты без аварий и поломок. Летчики за каждые 100 полетов, без происшествий, получали награду в 5 тыс. рублей. Не был забыт и наземный персонал. За быстрый и качественный ремонт личный состав авиаремонтных мастерских получал премию в 500 рублей за каждый восстановленный самолет. Техперсонал, обслуживающий самолеты, получал денежную награду в размере 3 тыс. рублей при условии безотказной работы матчасти за каждые 100 самолетовылетов.
Расценки за сбитые самолеты противника для истребителей затем были скорректированы в «Приказе о действиях истребителей по уничтожению бомбардировщиков противника». Приказ № 0489 от 17 июня 1942 года отмечал, что летчики-истребители атакуют в первую очередь истребители противника, а только затем его бомбардировщики. А главная задача советских истребителей – в первую очередь уничтожать бомбардировщики противника. Поэтому летчики-истребители стали получать за каждый сбитый самолет -бомбардировщик противника 2 тыс. рублей, за каждый транспортный самолет – 1,5 тыс. рублей, вражеский истребитель – 1 тыс. рублей. На звание Героя Советского Союза представляли тех летчиков-истребителей, которые сбили в воздушных боях 10 самолетов-истребителей противника или 5 бомбардировщиков. Таким образом, бомбардировщик врага стали оценивать вдвое дороже истребителя.
В этот же день, 17 июня 1942 года, утвердили приказ № 0490. Приказ установил для летчиков штурмовой авиации материальное вознаграждение в размере 1 тыс. рублей за каждые 4 вылета с полной бомбовой нагрузкой при выполнении боевого задания по бомбометанию и штурмовым действиям по танкам, мотоколоннам или живой силе противника.
При этом был организован контроль за боевыми вылетами. В «Приказе об установлении понятия боевого вылета для истребителей» № 0685 от 9 сентября 1942 года было дано указание считать боевым вылетом для самолетов истребительной авиации только такой вылет, когда советские бомбардировщики и штурмовики при выполнении боевой операции не имели потерь от атак самолетов противника. Считались уничтоженными только те вражеские самолеты , которые подтверждались фотоснимком или донесением наземного поста. Летчиков-истребителей, которые уклонялись от боя, предавались суду и переводили в штрафные части.
В советской армии контроль за сбитыми самолетами врага был жестче, чем у немцев. У немцев для подтверждения победы хватало слов ведомого и фотоконтроля (попадание в самолет ещё не означало его уничтожения). Падение самолета противника, особенно к концу войны, их не интересовало. В СССР же с каждым годом контроль только ужесточался. Со второй половины 1943 года сбитый стал зачисляться только при подтверждении падения наземными постами, фотоконтролем, агентурными и другими источниками.
Очередные коррективы были внесены 30 сентября 1943 года в «Положении о наградах и премиях для личного состава…», его подписал командующий ВВС Красной Армии маршал авиации Новиков. Члены экипажа за каждый сбитый бомбардировщик, разведчик или транспортник получали 1,5 тыс. рублей, за каждый самолет других типов – 1 тыс. рублей. Предусматривалась оплата и за пораженные паровозы противника. За каждый уничтоженный паровоз или крушение поезда летчику и штурману полагалось по 750 рублей, другим членам экипажа – по 500 рублей.
Самыми высокооплачиваемыми были морские цели: летчику и штурману за потопление миноносца или подлодки противника полагалось – 10 тыс. рублей, остальным членам экипажа – по 2,5 тыс. рублей; за потопление транспорта – 3 тыс. летчику и штурману, по 1 тыс. другим членам экипажа; за сторожевой корабль или тральщик – 2 тыс. и 500 рублей; баржи, буксира и вооруженный шхуны – 1 тыс. и 300 рублей.
Помимо денежного вознаграждения летчиков на фронте, такая же практика существовала и для летчиков-испытателей. Кроме того, летчики-испытатели получали и зарплату. 19 апреля 1943 года маршал Новиков утвердил «Положение о летчиках-испытателях…». Летчик-испытатель 1-го разряда в звании подполковника, полковника получал денежное содержание в 2,2 тыс. рублей в месяц. Летчик-испытатель 2-го разряда в звании подполковника, майора – 1,8 тыс. рублей в месяц. Летчик-испытатель 3-го разряда в звании майор, капитан – 1,6 тыс. рублей в месяц. Летчик-испытатель 4-го разряда в звании капитан, старший лейтенант – 1,4 тыс. рублей.
Летчиков-испытателей премировали за особо опасные задания, причём весьма щедро. Испытатель В. Мацкевич писал, что за риск при испытаниях летчику полагалась премия в 100 тыс. рублей, инженеру – 60 тыс. рублей, технику – 30 тыс. рублей (Мацкевич В. В. Солдат империи. М., 2006). Эти деньги полагались семьям погибших испытателей. Летчики-испытатели и их семьи были одни из самых обеспеченных категорий населения СССР в те годы. Однако за высокий уровень доходов они платили своими жизнями. Тот же Мацкевич рассказал, как во время одно их испытательных полетов он сильно повредил ногу. Его освободили от полетов, а его место занял ведущий инженер Осипов. Из этого полета испытатели не вернулись.
Продолжение следует…
Первым нормативным актом, который касался вопроса денежного вознаграждения за военные успехи, стал приказ о поощрении участников бомбардировки Берлина, который был подписан Сталиным 8 августа 1941 года. В ночь с 7 на 8 августа группа дальних бомбардировщиков Балтфлота произвела налёт на германскую столицу, 5 самолетов сбросили бомбы в центре города, остальные в предместье. Личному составу самолетов объявлялась благодарность и каждый член экипажей, участвовавших в операции, должен был получить по 2 тыс. рублей. Также устанавливалось, что каждый член экипажа самолета сбросившего бомбы на Берлин получал по 2 тыс. рублей.
Впоследствии «уравниловка», когда каждый член экипажа получал одинаковую сумму, была отменена. Согласно приказу наркома обороны от 23 марта 1943 года командир корабля, штурман и бортовой техник за каждую успешно проведенную операцию против столицы противника получал денежную премию в размере 2 тыс. рублей, а остальные члены экипажа – 1 тыс. рублей. Также к Берлину в денежном отношении были приравнены другие вражеские столицы – Хельсинки, Бухарест и Будапешт.
Повышенное внимание к материальному стимулированию тех, кто, по мнению Сталина, был наиболее необходим в важном деле, советский вождь проявлял ещё до Великой Отечественной войны. В денежном вопросе Сталин хорошо разбирался. Так Главный маршал авиации Александр Голованов, он в ту пору был шефом-пилотом Аэрофлота, после советско-финской войны предложил сформировать соединение из 100-150 самолетов, способных выполнять особо важные задания в глубоком тылу противника при любых метеоусловиях. Сталину идея понравилась, и он решил для начала создать авиаполк способный решать такие задачи. Голованову предложил его возглавить. При этом вождь позаботился о том, чтобы новое назначение не нанесло материального ущерба лётчику. Он спросил, сколько тот получает. Голованов ответил, что 4 тыс. рублей в месяц. А командир авиаполка, по словам маршала Тимошенко, получал 1,6 тыс. рублей в месяц. Сталин приказал сохранить за летчиком жалованье, которое он получал на гражданской службе. Голованов отмечал в воспоминаниях, что «у Сталина было в обычае не только спрашивать с людей, но и заботиться о них».
После Авиации дальнего действия Сталин распространить этот удачный опыт на все Военно-Воздушные силы. 19 августа 1941 года Верховный главнокомандующий подписал приказ «О порядке вознаграждения лётного состава Военно-Воздушных сил Красной Армии и мерах борьбы со скрытым дезертирством среди отдельных летчиков». В документе был установлен порядок вознаграждения летчиков всех видов авиации. Так, летчики-истребители за 3 сбитых самолёта противника представлялись к награждению орденом, за 3 следующих – ко второму ордену. За десять сбитых самолетов врага летчики истребительной авиации представлялись к высшей награде – званию Героя Советского Союза (во второй половине войны для получения Золотой Звезды героя требовалось сбить 15 самолетов противника). Был определен и порядок награждения летчиков, штурманов и стрелков в других видах авиации. Кроме правительственных наград предусматривалось и денежное вознаграждение летчиков.
За один сбитый вражеский самолет летчики-истребители получали премию в размере 1 тыс. рублей, столько же получал любой член экипажа самолета-разведчика или бомбардировщика, лично уничтоживший машину противника. За 5 боевых вылетов на уничтожение войск противника летчик-истребитель получал награду в 1,5 тыс. рублей. За 15 боевых вылетов – представлялся к правительственной награде и получал материальное вознаграждение в 2 тыс. рублей. За 25 боевых вылетов лётчик истребительной авиации – представлялся ко второй правительственной награде и получал 3 тыс. рублей. За 40 боевых вылетов – представлялся к высшей правительственной награде, получал премию в 5 тыс. рублей. Однако от предоставления высшей награды – Звезды Героя за 40 боевых вылетов затем пришлось отказаться, слишком много летчиков пересекли этот рубеж.
Был введён и порядок награждения за уничтожение самолетов врага на взлётно-посадочных полосах. За успешное проведение четырех боевых вылетов в операциях по уничтожению машин врага на его аэродромах летчик-истребитель получал денежную премию в 1,5 тыс. рублей. За успех в 10 боевых вылетах днём или 5 вылетах ночью летчика представляли к правительственной награде, и он получал денежное вознаграждение в 2 тыс. рублей. За 20 успешных вылетов днём или 10 вылетов ночью летчик-истребитель представлялся ко второй правительственной награде и получал 3 тыс. рублей. За успешное проведение 35 боевых вылетов днем или 20 вылетов ночью представлялись к званию Героя СССР и получали премию в 5 тыс. рублей.
В ближнебомбардировочной и дальнеразведывательной авиации за выполнение 40 заданий днем или 15 ночью каждый член экипажа представлялся к званию Героя и получал 3 тыс. рублей. В ближнебомбардировочной и штурмовой авиации летчик, штурман и стрелок-радист, лично сбивший самолет врага получал денежную награду в 1 тыс. рублей; 2 самолета – правительственная награда и 1,5 тыс. рублей; 5 самолетов – вторая правительственная награда и 2 тыс. рублей; 8 самолетов – представлялся к званию Героя Советского Союза и получал денежную награду в 5 тыс. рублей. Были расценки и за успешное выполнение заданий по разведке: за 10 боевых заданий днем и 5 ночью каждый член экипажа получал 1 тыс. рублей.
Летчиков награждали и за сохранение материальной части и полёты без аварий и поломок. Летчики за каждые 100 полетов, без происшествий, получали награду в 5 тыс. рублей. Не был забыт и наземный персонал. За быстрый и качественный ремонт личный состав авиаремонтных мастерских получал премию в 500 рублей за каждый восстановленный самолет. Техперсонал, обслуживающий самолеты, получал денежную награду в размере 3 тыс. рублей при условии безотказной работы матчасти за каждые 100 самолетовылетов.
Расценки за сбитые самолеты противника для истребителей затем были скорректированы в «Приказе о действиях истребителей по уничтожению бомбардировщиков противника». Приказ № 0489 от 17 июня 1942 года отмечал, что летчики-истребители атакуют в первую очередь истребители противника, а только затем его бомбардировщики. А главная задача советских истребителей – в первую очередь уничтожать бомбардировщики противника. Поэтому летчики-истребители стали получать за каждый сбитый самолет -бомбардировщик противника 2 тыс. рублей, за каждый транспортный самолет – 1,5 тыс. рублей, вражеский истребитель – 1 тыс. рублей. На звание Героя Советского Союза представляли тех летчиков-истребителей, которые сбили в воздушных боях 10 самолетов-истребителей противника или 5 бомбардировщиков. Таким образом, бомбардировщик врага стали оценивать вдвое дороже истребителя.
В этот же день, 17 июня 1942 года, утвердили приказ № 0490. Приказ установил для летчиков штурмовой авиации материальное вознаграждение в размере 1 тыс. рублей за каждые 4 вылета с полной бомбовой нагрузкой при выполнении боевого задания по бомбометанию и штурмовым действиям по танкам, мотоколоннам или живой силе противника.
При этом был организован контроль за боевыми вылетами. В «Приказе об установлении понятия боевого вылета для истребителей» № 0685 от 9 сентября 1942 года было дано указание считать боевым вылетом для самолетов истребительной авиации только такой вылет, когда советские бомбардировщики и штурмовики при выполнении боевой операции не имели потерь от атак самолетов противника. Считались уничтоженными только те вражеские самолеты , которые подтверждались фотоснимком или донесением наземного поста. Летчиков-истребителей, которые уклонялись от боя, предавались суду и переводили в штрафные части.
В советской армии контроль за сбитыми самолетами врага был жестче, чем у немцев. У немцев для подтверждения победы хватало слов ведомого и фотоконтроля (попадание в самолет ещё не означало его уничтожения). Падение самолета противника, особенно к концу войны, их не интересовало. В СССР же с каждым годом контроль только ужесточался. Со второй половины 1943 года сбитый стал зачисляться только при подтверждении падения наземными постами, фотоконтролем, агентурными и другими источниками.
Очередные коррективы были внесены 30 сентября 1943 года в «Положении о наградах и премиях для личного состава…», его подписал командующий ВВС Красной Армии маршал авиации Новиков. Члены экипажа за каждый сбитый бомбардировщик, разведчик или транспортник получали 1,5 тыс. рублей, за каждый самолет других типов – 1 тыс. рублей. Предусматривалась оплата и за пораженные паровозы противника. За каждый уничтоженный паровоз или крушение поезда летчику и штурману полагалось по 750 рублей, другим членам экипажа – по 500 рублей.
Самыми высокооплачиваемыми были морские цели: летчику и штурману за потопление миноносца или подлодки противника полагалось – 10 тыс. рублей, остальным членам экипажа – по 2,5 тыс. рублей; за потопление транспорта – 3 тыс. летчику и штурману, по 1 тыс. другим членам экипажа; за сторожевой корабль или тральщик – 2 тыс. и 500 рублей; баржи, буксира и вооруженный шхуны – 1 тыс. и 300 рублей.
Помимо денежного вознаграждения летчиков на фронте, такая же практика существовала и для летчиков-испытателей. Кроме того, летчики-испытатели получали и зарплату. 19 апреля 1943 года маршал Новиков утвердил «Положение о летчиках-испытателях…». Летчик-испытатель 1-го разряда в звании подполковника, полковника получал денежное содержание в 2,2 тыс. рублей в месяц. Летчик-испытатель 2-го разряда в звании подполковника, майора – 1,8 тыс. рублей в месяц. Летчик-испытатель 3-го разряда в звании майор, капитан – 1,6 тыс. рублей в месяц. Летчик-испытатель 4-го разряда в звании капитан, старший лейтенант – 1,4 тыс. рублей.
Летчиков-испытателей премировали за особо опасные задания, причём весьма щедро. Испытатель В. Мацкевич писал, что за риск при испытаниях летчику полагалась премия в 100 тыс. рублей, инженеру – 60 тыс. рублей, технику – 30 тыс. рублей (Мацкевич В. В. Солдат империи. М., 2006). Эти деньги полагались семьям погибших испытателей. Летчики-испытатели и их семьи были одни из самых обеспеченных категорий населения СССР в те годы. Однако за высокий уровень доходов они платили своими жизнями. Тот же Мацкевич рассказал, как во время одно их испытательных полетов он сильно повредил ногу. Его освободили от полетов, а его место занял ведущий инженер Осипов. Из этого полета испытатели не вернулись.
Продолжение следует…
Комментариев нет:
Отправить комментарий