Глазами русского, живущего на Украине.
Существует долгоживущий медийный мем, прописавшийся в российском информпространстве- как в официальном, так и в блогерской среде: «братский украинский народ». Употребляема сия дефиниция с регулярной периодичностью и высшим дивизионом российских политиков, и в сетевой полемике.
Первые поминают «братьев», когда общественному мнению необходимо объяснение парадоксальным, вроде бы, действиям-вроде ценовых преференций на энергоносители киевскому режиму, по макушку забрызганному человеческой кровью.
Наблюдения касательно вторых тоже складываются в закономерность- чем меньший личный опыт у участника сетевых баталий в общении с украинцами, тем чаще в наборе аргументов звучит отсыл к тезису о «братском народе» или даже об «одном народе». Проще говоря, при взгляде из Читы или Новосибирска украинцы гораздо большие «братья», чем для русского из, к примеру, Харькова или Одессы.***
Хочется -с минимумом эмоций и не навязывая никому никаких аксиом- поделиться собственным мнением-не привнесенным, не книжным, не сформированным образованием или пропагандой-а чисто эмпирическим. Я прожил на Украине большую часть жизни, и, думается, имею право на некие обобщения.
«Братский украинский народ»- миф. Истоки ментальной разности украинцев и русских очевидны и исторически обусловлены.
Сразу оговорюсь- говоря об украинцах как об этносе, я не имею в виду Галичину -там отдельная песня. Речь о Поднепровье-том территориальном ядре, где и сформировался уклад, которым обусловлено мировоззрение и мировосприятие, доминирующее и сегодня в украинском социуме. Здесь никогда не было ни общинного уклада в земледелии, ни традиций патерналистской государственности -той основы, из которой вырастает солидарность как база социальных отношений- всего того, что стало основой социально-поведенческих приоритетов русских. В русской деревне крайне сложно было умереть с голоду, даже будучи бедняком. Среди украинских хуторян- запросто.
Эгоизм как основа мировоззрения-причем это не индивидуализм западного типа, в основе которого протестантская этика, вряд ли здесь вообще уместно говорить об этике или морали- это эгоизм хуторянина, помноженный на зависть, любовь к дармовщине и неосознанный, но стойкий комплекс неполноценности. В его основе-подсознательное ощущение своей ущербности и стремление искать внешних виновных в своих проблемах- вместо признания собственной несостоятельности.
Этот комплекс возник не вчера- у него достаточно глубокие корни.
И во времена СССР, и раньше- «до исторического материализма»- украинцы действительно уступали в социальной динамике русским и русскоязычным-как местным, так и приезжим-те были образованнее, мобильнее, составляли основу городского населения и технической интеллигенции— в то время, когда украинцы, даже нынешние городские-это хуторяне всего поколение назад, а хуторскую ментальность не изживешь за столь короткое время.
***Исключения, разумеется, имели место, но речь в данном случае не о них, а о тенденции…Отсюда и качество местных самозванных элит, и их неспособность к перспективному мышлению- откуда ему взяться у хуторян,вся перспектива у которых ограничивалась годичным циклом-от урожая до урожая? Их время не линейно, а циклично-только теперь от майдана до майдана…
Когда четверть века назад на них неожиданно свалилась «незалежнiсть», большинство здесь искренне обрадовались возможности вернуться из сферы точных величин, которые принесла сюда советская модернизация, в царство приблизительности- больше не нужным стало себя напрягать, учиться, изживать глубинно-архетипичное -можно вернуться к своим поросятам, вареникам, вышиванкам и глиняным свистулькам. Вот поэтому им глубоко параллельна собственная техносфера. Это не их, это ЧУЖОЕ.Оттого-то у них и не было ментального дискомфорта, когда после 91-го построенные с помощью и по инициативе тех, кого они теперь именуют «украинофобами», города, впитавшие в себя за две волны индустриализации население окрестных хуторов, из промышленных хабов стали большими базарами. Оттого-то они так быстро забыли, благодаря чему они смогли переселиться из мазанок в квартиры с горячей водой и ватерклозетом. Деиндустриализация ближе и роднее их природному архетипу-только и всего…***
Нет, они, конечно, не против потребления благ цивилизации, и их достаточно просто соблазнить западной потребительской витриной — но пусть это произойдет как бы само, без усилий над собой…
Да, они способны создавать свою культуру и жить в ней- вышиваночные вариации, кобзари, петрикивские орнаменты и прочая этноколоритная пастораль- пахнущая хлевом, самогоном, куриным пометом и потной подмышкой. Я не говорю, что это все не имеет права быть- очень даже имеет, но не ВМЕСТО чего-то, а ВМЕСТЕ с чем-то еще. Ведь своя культура есть и у банту, и у масаев-но у них нет ЦИВИЛИЗАЦИИ. А цивилизацию они упорно множат на ноль. И она уйдет в прошлое-вместе с уходящим с земли моим поколением.
Оговорюсь- у меня в помине нет снобизма или национального чванства-я отнюдь не демонизирую украинцев. Я всего дишь констатирую различия. Например, украинцы часто целеустремленнее, упорнее, прагматичнее, в них меньше излишнего идеализма- что неплохо, наверное. Иногда. Но «братского украинского народа» не существует. Различия фундаментальны.
На каком-то историческом отрезке имело место ситуативное сосуществование разных этносов. Двадцать четыре года назад по трагическому недоразумению здесь оказались обреченными жить в одной стране народы с кардинально различными поведенческими паттернами и ценностным набором. Игнорирование этого факта и желание сшить несшиваемое привело к ситуации, которой часть из нас является свидетелями, а часть-участниками.***
И для россиян применительно к украинцам уместен термин «соседи», но никак не «братья». России пора понять и принять эти реалии. Бессмыслица и самообман- именовать братским народ, большинство представителей которого ненавидят русских. Это может быть разная степень ненависти, различные ее формы- где-то латентные, где-то-явные, но о братской любви не может быть и речи.
Да, есть стереотипы о национальных ментальных особенностях. Возможно, и я в какой-то степени поддаюсь их влиянию. Но вряд ли это влияние занимает доминирующее место. Тезаурус, которым я пользуюсь, чтобы объяснить то, что думаю- это всего лишь форма. А содержание-оно все-таки эмпирическое. Это мой жизненный опыт- опыт человека, много лет наблюдающего явление изнутри. Да, оно субъективно. И я относился бы к собственным выводам гораздо более критично, если бы они — эти выводы- не коррелировали в такой степени с аналогичными выводами многих других людей- неглупых и наблюдательных.
Повторюсь, что тезис о «братском народе» употребляем, как правило, людьми, никогда здесь не жившими достаточно долго.
У местных русских намного меньше иллюзий. Если в России думают, что аморфной и двойственной позицией сохраняют любовь к себе украинцев, то это ошибка. Россия нужна только тем, кто сумел и хотел остаться русскими, живя здесь. Если у России действительно есть здесь интересы, в этих людях-и только в них- Россия может найти опору, но никак не в мифическом «братском украинском народе». В России избегнут многих бед, если поймут это.***
Сломать ситуацию в самой запущенной стране можно только сверху, элитарной инициативой- как это произошло в России.
Четырнадцать путинских лет не прошли даром, российская молодежь все-таки очень отличается от своих ровесников здесь, ОЧЕНЬ.
Но дело в том, что в Украине нет такой элиты-с ТАКИМ мышлением. Почему в России оказался возможным путинский ренессанс?
Да потому, что у вас есть Питер и Москва, есть соответствующие университетские школы и преемственность традиций — гуманитарных, технических, образовательных — вот это и есть генератор и питомник патриотических элит.
А здесь этого НЕТ- а есть только циничное ворье или кадры с гипертрофированным национальным самомнением, которые сдадут эту землю кому угодно- хоть американцам, хоть сицилийской мафии- за возможность ходить в вышиванке и петь «Ще не вмерла…» Оттого-то и оснований для оптимизма не усматриваю.
Александр Пашин
Существует долгоживущий медийный мем, прописавшийся в российском информпространстве- как в официальном, так и в блогерской среде: «братский украинский народ». Употребляема сия дефиниция с регулярной периодичностью и высшим дивизионом российских политиков, и в сетевой полемике.
Хочется -с минимумом эмоций и не навязывая никому никаких аксиом- поделиться собственным мнением-не привнесенным, не книжным, не сформированным образованием или пропагандой-а чисто эмпирическим. Я прожил на Украине большую часть жизни, и, думается, имею право на некие обобщения.
Сразу оговорюсь- говоря об украинцах как об этносе, я не имею в виду Галичину -там отдельная песня. Речь о Поднепровье-том территориальном ядре, где и сформировался уклад, которым обусловлено мировоззрение и мировосприятие, доминирующее и сегодня в украинском социуме. Здесь никогда не было ни общинного уклада в земледелии, ни традиций патерналистской государственности -той основы, из которой вырастает солидарность как база социальных отношений- всего того, что стало основой социально-поведенческих приоритетов русских. В русской деревне крайне сложно было умереть с голоду, даже будучи бедняком. Среди украинских хуторян- запросто.
Эгоизм как основа мировоззрения-причем это не индивидуализм западного типа, в основе которого протестантская этика, вряд ли здесь вообще уместно говорить об этике или морали- это эгоизм хуторянина, помноженный на зависть, любовь к дармовщине и неосознанный, но стойкий комплекс неполноценности. В его основе-подсознательное ощущение своей ущербности и стремление искать внешних виновных в своих проблемах- вместо признания собственной несостоятельности.
Этот комплекс возник не вчера- у него достаточно глубокие корни.
Этот комплекс возник не вчера- у него достаточно глубокие корни.
И во времена СССР, и раньше- «до исторического материализма»- украинцы действительно уступали в социальной динамике русским и русскоязычным-как местным, так и приезжим-те были образованнее, мобильнее, составляли основу городского населения и технической интеллигенции— в то время, когда украинцы, даже нынешние городские-это хуторяне всего поколение назад, а хуторскую ментальность не изживешь за столь короткое время.
***Исключения, разумеется, имели место, но речь в данном случае не о них, а о тенденции…Отсюда и качество местных самозванных элит, и их неспособность к перспективному мышлению- откуда ему взяться у хуторян,вся перспектива у которых ограничивалась годичным циклом-от урожая до урожая? Их время не линейно, а циклично-только теперь от майдана до майдана…
Когда четверть века назад на них неожиданно свалилась «незалежнiсть», большинство здесь искренне обрадовались возможности вернуться из сферы точных величин, которые принесла сюда советская модернизация, в царство приблизительности- больше не нужным стало себя напрягать, учиться, изживать глубинно-архетипичное -можно вернуться к своим поросятам, вареникам, вышиванкам и глиняным свистулькам. Вот поэтому им глубоко параллельна собственная техносфера. Это не их, это ЧУЖОЕ.Оттого-то у них и не было ментального дискомфорта, когда после 91-го построенные с помощью и по инициативе тех, кого они теперь именуют «украинофобами», города, впитавшие в себя за две волны индустриализации население окрестных хуторов, из промышленных хабов стали большими базарами. Оттого-то они так быстро забыли, благодаря чему они смогли переселиться из мазанок в квартиры с горячей водой и ватерклозетом. Деиндустриализация ближе и роднее их природному архетипу-только и всего…***
***Исключения, разумеется, имели место, но речь в данном случае не о них, а о тенденции…Отсюда и качество местных самозванных элит, и их неспособность к перспективному мышлению- откуда ему взяться у хуторян,вся перспектива у которых ограничивалась годичным циклом-от урожая до урожая? Их время не линейно, а циклично-только теперь от майдана до майдана…
Когда четверть века назад на них неожиданно свалилась «незалежнiсть», большинство здесь искренне обрадовались возможности вернуться из сферы точных величин, которые принесла сюда советская модернизация, в царство приблизительности- больше не нужным стало себя напрягать, учиться, изживать глубинно-архетипичное -можно вернуться к своим поросятам, вареникам, вышиванкам и глиняным свистулькам. Вот поэтому им глубоко параллельна собственная техносфера. Это не их, это ЧУЖОЕ.Оттого-то у них и не было ментального дискомфорта, когда после 91-го построенные с помощью и по инициативе тех, кого они теперь именуют «украинофобами», города, впитавшие в себя за две волны индустриализации население окрестных хуторов, из промышленных хабов стали большими базарами. Оттого-то они так быстро забыли, благодаря чему они смогли переселиться из мазанок в квартиры с горячей водой и ватерклозетом. Деиндустриализация ближе и роднее их природному архетипу-только и всего…***
Нет, они, конечно, не против потребления благ цивилизации, и их достаточно просто соблазнить западной потребительской витриной — но пусть это произойдет как бы само, без усилий над собой…
Да, они способны создавать свою культуру и жить в ней- вышиваночные вариации, кобзари, петрикивские орнаменты и прочая этноколоритная пастораль- пахнущая хлевом, самогоном, куриным пометом и потной подмышкой. Я не говорю, что это все не имеет права быть- очень даже имеет, но не ВМЕСТО чего-то, а ВМЕСТЕ с чем-то еще. Ведь своя культура есть и у банту, и у масаев-но у них нет ЦИВИЛИЗАЦИИ. А цивилизацию они упорно множат на ноль. И она уйдет в прошлое-вместе с уходящим с земли моим поколением.
Оговорюсь- у меня в помине нет снобизма или национального чванства-я отнюдь не демонизирую украинцев. Я всего дишь констатирую различия. Например, украинцы часто целеустремленнее, упорнее, прагматичнее, в них меньше излишнего идеализма- что неплохо, наверное. Иногда. Но «братского украинского народа» не существует. Различия фундаментальны.
На каком-то историческом отрезке имело место ситуативное сосуществование разных этносов. Двадцать четыре года назад по трагическому недоразумению здесь оказались обреченными жить в одной стране народы с кардинально различными поведенческими паттернами и ценностным набором. Игнорирование этого факта и желание сшить несшиваемое привело к ситуации, которой часть из нас является свидетелями, а часть-участниками.***
На каком-то историческом отрезке имело место ситуативное сосуществование разных этносов. Двадцать четыре года назад по трагическому недоразумению здесь оказались обреченными жить в одной стране народы с кардинально различными поведенческими паттернами и ценностным набором. Игнорирование этого факта и желание сшить несшиваемое привело к ситуации, которой часть из нас является свидетелями, а часть-участниками.***
И для россиян применительно к украинцам уместен термин «соседи», но никак не «братья». России пора понять и принять эти реалии. Бессмыслица и самообман- именовать братским народ, большинство представителей которого ненавидят русских. Это может быть разная степень ненависти, различные ее формы- где-то латентные, где-то-явные, но о братской любви не может быть и речи.
Да, есть стереотипы о национальных ментальных особенностях. Возможно, и я в какой-то степени поддаюсь их влиянию. Но вряд ли это влияние занимает доминирующее место. Тезаурус, которым я пользуюсь, чтобы объяснить то, что думаю- это всего лишь форма. А содержание-оно все-таки эмпирическое. Это мой жизненный опыт- опыт человека, много лет наблюдающего явление изнутри. Да, оно субъективно. И я относился бы к собственным выводам гораздо более критично, если бы они — эти выводы- не коррелировали в такой степени с аналогичными выводами многих других людей- неглупых и наблюдательных.
Да, есть стереотипы о национальных ментальных особенностях. Возможно, и я в какой-то степени поддаюсь их влиянию. Но вряд ли это влияние занимает доминирующее место. Тезаурус, которым я пользуюсь, чтобы объяснить то, что думаю- это всего лишь форма. А содержание-оно все-таки эмпирическое. Это мой жизненный опыт- опыт человека, много лет наблюдающего явление изнутри. Да, оно субъективно. И я относился бы к собственным выводам гораздо более критично, если бы они — эти выводы- не коррелировали в такой степени с аналогичными выводами многих других людей- неглупых и наблюдательных.
Повторюсь, что тезис о «братском народе» употребляем, как правило, людьми, никогда здесь не жившими достаточно долго.
У местных русских намного меньше иллюзий. Если в России думают, что аморфной и двойственной позицией сохраняют любовь к себе украинцев, то это ошибка. Россия нужна только тем, кто сумел и хотел остаться русскими, живя здесь. Если у России действительно есть здесь интересы, в этих людях-и только в них- Россия может найти опору, но никак не в мифическом «братском украинском народе». В России избегнут многих бед, если поймут это.***
Сломать ситуацию в самой запущенной стране можно только сверху, элитарной инициативой- как это произошло в России.
Четырнадцать путинских лет не прошли даром, российская молодежь все-таки очень отличается от своих ровесников здесь, ОЧЕНЬ.
Но дело в том, что в Украине нет такой элиты-с ТАКИМ мышлением. Почему в России оказался возможным путинский ренессанс?
Но дело в том, что в Украине нет такой элиты-с ТАКИМ мышлением. Почему в России оказался возможным путинский ренессанс?
Да потому, что у вас есть Питер и Москва, есть соответствующие университетские школы и преемственность традиций — гуманитарных, технических, образовательных — вот это и есть генератор и питомник патриотических элит.
А здесь этого НЕТ- а есть только циничное ворье или кадры с гипертрофированным национальным самомнением, которые сдадут эту землю кому угодно- хоть американцам, хоть сицилийской мафии- за возможность ходить в вышиванке и петь «Ще не вмерла…» Оттого-то и оснований для оптимизма не усматриваю.
Александр Пашин
Александр Пашин
Комментариев нет:
Отправить комментарий